Ведущий ИТ-интегратор AWG и аналитическое агентство DataInsight объединили усилия для первого исследования омниканальности крупнейших ритейлеров, взглянув на процесс покупки с позиции покупателя.
Зачем мы сделали этот рейтинг
Всё большую часть продаж ритейлеров составляют онлайн-продажи. В некоторых сегментах это 5%, в других — уже треть. В среднем по рынку в этом году мы уже приближаемся к 10% продаж. При этом период пандемии послужил триггером для роста этой части продаж.
Мы задались вопросом, как воспринимает обычный покупатель эти изменения? И что делают крупнейшие торговые сети для улучшения этого воспринятия? Потому что мы понимаем, что для потребителя нет онлайна и оффлайна — у него есть пространство ритейла, с которым он взаимодействует через разные каналы.
Настоящий рейтинг отражает слабые и сильные стороны ритейлеров на стыке онлайна и оффлайна в продажах.
Чем выше компания в рейтинге, тем ближе она к условному «идеальному магазину», в котором все процессы любого сделанного заказа омниканальны и который предлагает пользователям идеальный потребительский опыт.
Будущее сложно планировать, но мы планируем сделать этот рейтинг регулярным. Во-первых, потому что «идеальный магазин» — не «отлитый в бронзе памятник», а динамичный, меняющийся бизнес. Во-вторых, потому что сетевой ритейл — один из самых интересных объектов для изучения.
Как мы делали рейтинг
- Было отобрано более ста компаний-ритейлеров, суммарные продажи которых наиболее высоки на российском рынке, сто из которых попали в представленный рейтинг.
- Для понимания покупательского опыта использовалась методика «тайного покупателя», включавшая в себя тестовые заказы, общение с сотрудниками оффлайн-магазинов и колл-центров. Причем создатели рейтинга отталкивались от универсальности критериев, чтобы не зависеть от направления работы магазина и других субъективных параметров.
- Для сбора метрик рейтинга опыта взаимодействия с технологиями использовались технологические наработки создателей рейтинга, сторонние сервисы, а также открытая публичная информация.
- Для оценки опыта получения заказа использовалась открытая информация компаний-участников рейтинга, выверявшаяся также в процессе прохождения тестовых заказов «тайными покупателями».
Подробнее о методике рейтинга Результаты рейтинга
Победителем общего рейтинга стала компания
«М-Видео». У этого магазина оказались высоки показатели покупательского опыта и опыта взаимодействия с технологиями, что, вкупе с высоким финансовым показателем, позволило занять общее первое место.
При этом в топ-10 общего рейтинга встречаются по три представителя категорий «Электроника и бытовая техника» и «Товары для дома и ремонта», что отражает факт более раннего внедрения омниканальности для многих компаний этих категорий.
Компания
«Спортмастер» стала лидером в «Рейтинге покупательского опыта».
«Детский мир» — в «Рейтинге взаимодействия с технологиями»,
«Перекресток» — в «Рейтинге опыта получения заказа».
Особенностью рейтинга можно считать отсутствие ярко выраженных лидеров. Высокая степень развитости единой программы лояльности компании может сочетаться с низким рейтингом доставки заказа, а отличное технологическое состояние сайта — с сервисом поддержки клиентов невысокого уровня. Каждому из лидеров пока достаточно далеко до «идеального магазина» — компании, в которой покупатель получает полностью «бесшовный» опыт покупок как в онлайн-, так и в оффлайн-продажах.
Неоднородная ситуация в части «Покупательского опыта», а именно «бесшовного» опыта процесса покупки и единой программы лояльности, подчеркивает факт становления цельного процесса взаимодействия с покупателем как в оффлайне, так и в онлайне.
Также достаточно неравномерно развиты компании в области опыта получения заказа покупателем, но в этом случае демонстрируемая неоднородность часто является не недостатком сервиса компании, а различными требованиями, предъявляемыми потенциальными покупателями к продавцам товаров различных категорий. По скорости доставки и выбору интервалов лучшие результаты показали компании, торгующие продуктами питания. В то же время для компаний, работающих в сфере электроники и бытовой техники, данные показатели существенно ниже, но и востребована эта часть взаимодействия с покупателем существенно меньше.
Компании-создатели видят рейтинг как индикатор преобразований ритейла в сторону омниканальности и планируют сделать его ежегодным.